О сказке «Курочка Ряба» написано много, еще больше надумано… Ну и я решил внести свою лепту в «снос крыши»… Ведь именно эта сказка не давала мне покоя долгие годы. Не показатель мудрости русского народа, а какой-то «бред сивой кобылы в жаркий полдень»,- как сказал бы по-французски наш учитель математики. Нелогичная, бессмысленная, противоречивая сказка,- так я думал о ней в детстве… А сейчас? Напомню тем, у кого не было детства или тем, кто не в теме:
Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко да не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не золотое, а простое».Вариантов сказки несколько и несколько модификаций. Модификации этого «бреда»: про деда с бабой, про старика со старухой, про взмах хвостиком, про задевание им, про «разговор» курицы и про ее кудахтанье…
1) С детства не давала покоя мысль, — как такой тупой «чел» дедом-то стал? Баба тоже не далеко ушла, но ей простительно; захлопоталась мамуля… пироги… угар… Если для того, что бы разбить яйцо требовалось всего лишь уронить его на пол. То есть ударить его с перегрузкой около 10g (при высоте стола 1м) . При этом известно, что удар молотком может составлять ударную нагрузку более 150g. Может он лбом яйцо-то бил?
2) Вторая мысль. А чего это они так дом запустили, что мыши у них по столу бегают? Причем про стол это детский мозг надумал. Ну не с пола же яйцо упало и не с полки; в сказке об этом ничего нет. И почему по столу мышь бегает, когда все крошки для мышки на полу.
3) Мысль третья. Ты же, «дедобаб», только что бил яйцо и вот оно разбилось. Чего тебе еще надо?
4) Четвертая. Если ты бил от голода, то хавай с пола. На столе ведь у тебя тоже уже мышами натоптано. Ни чем не чище. Может хавать нечего? Ни белка ни желтка. Лови мышь, — говорят еда не хуже. Наконец, если не хватило ума продать золотое яйцо на аукционе «Sotheby’s», сдай осколки в скупку, они же как были золотые так и остались. Отожрешься.
5) И наконец. Если у тебя курица несет золотые, плохо бьющиеся яйца, а ты со старушкой в глубокой печали, — это диагноз.
От чужих исследований этого произведения вообще голова пухнет: тут тебе и орнитоморфное воплощение богини Макоши (А.А.Тюняев), и образное олицетворение надкосмической топографической «Нави»(Г.А.Сидоров), и потеря благоговения (И.Флерова), и провидческий, божественный импульс (М. Черненко), и символика загробного мира с черной меткой (А.П.Ситников), и символ ребенка, которого бьют (воспитывают), а мышь-сноха, виляя хвостом, сохраняет Рябу,-свою детородную функцию (М.Вигдорчик), и Мышь-архетип и заменитель Бога (Е.Николаева), и формирование жадности, накопительства и склочности (Е.Веременко), и «снос» тупоголовой курочкой яйца в ломбард или на толкучку, за что ее бабодеды били и не раз били, но все без толку (И.Ефремов). Ну прям квадрат малевича русской словесности.
И это не считая анекдотов про то, что снесла курочка деду яичко… правое… напрочь!
Ну не мог русский народ так набредить. Прав был Станиславский! Не верю! Ни одному слову не верю! А, вообще… был ли мальчик?…… Может чей-то воспаленный ум и оттоптаные медведем уши стали причиной появления вышеприведенной бредятины? А мы тут в ней смысл ищем…
Исследователи в один голос трубят, что все русские дети понимают эту сказку на интуитивном, бессознательном уровне!?! Ну значит я самый тупой ребенок на Руси. Ну не понимал я сказки ни раньше, ни сейчас. А от того что я молчу, пересказать могу или не голосую, вовсе не значит, что я со всем этим согласен!
А между тем оригинал сказочки выглядел вот так:
Как у нашей бабушки в задворенке Была курочка-рябушечка; Посадила курочка яичушко, С полки на полку, В осиновое дупёлко, В кут под лавку. Мышка бежала, Хвостом вернула – Яичко приломала! Об этом яичке строй стал плакать, Баба рыдать, вереи хохотать, Курицы летать, ворота скрипеть; Сор под порогом закурился, Двери побутусились, тын рассыпался; Поповы дочери шли с водою, Ушат приломали, Попадье сказали:«Ничего ты не знаешь, матушка! (Повторяют сначала…), тын рассыпался; Мы шли с водою – ушат приломали!» Попадья квашню месила – Все тесто по полу разметала; Пошла в церковь, попу сказала:«Ничего ты не знаешь.. (Снова повторяется тот же рассказ.)… Я тесто месила – Все тесто разметала!» Поп стал книгу рвать – Всю по полу разметал! «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева в трех томах М.: Гослитиздат, 1957г.Или так (там же вариант №2):
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? (Есть у нас курочка- … с горя удавилась)». Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала? Она пересказала ему все горе (повтор…); дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу(повтор…); поп побежал, все книги изорвал.Может не так распевно, как «бредовариант», но смысл сказания был совсем иной. Так сказать из мухи делаем слона. И все логично… тут и ложь есть и намек и добрым молодцам урок. И что самое интересное, вот она народная славянская сказочка. Русских вариантов – 11, украинских – 11, белорусских – 4. И везде смысл один и тот же. Но ни в одной из этих народных сказок ни слова о пожелтевших яйцах. (см. http://www.ark.ru/ins/zapoved/zapoved/kurochka-ryaba.html).
И зона распространения у оригинала не малая.
Действительно любопытно, у великого “сказочника” Всея Руси А. Н. Афанасьева ни в современном издании (2008г Терра) ни в оригинале (1863г. Грачев и К) сказки о «Курочке Рябе» нет. (!) Есть сказка “Курочка (татарушка)” и “Курочка рябушечка”, как в издании 1957г.(см. выше), но эти сказки совсем о другом. Нет там и в помине золотого яйца. Там сказ о том, как из безделицы можно раздуть трагедию и мышка-то яйцо ОБЫЧНОЕ(!) разбивает. И вдруг, непонятно откуда возникает якобы русская-народная сказка «Курочка Ряба». И ей, якобы, не одна тысяча лет. И передается она из уст в уста и все ее знают наизусть. А Афанасьев ее не записал! Самую известную сказку на Руси и не записал. И кто? Самый известный и заслуженный сказочник на Руси не записал. Так сказать Слона-то и не приметил. Верится с трудом. То есть совсем не верится.
Ибо А. Н. Афанасьев записывал все сказания на Руси и приличные и даже неприличные. Это подтверждает отдельный том его матерных сказок, или как их назвали при издании «Русские заветные сказки». Издать в России их не удалось, а изданы они были в Женеве в 1872 году. Но даже там в неприличных сказках Сказ о курочке Рябе отсутствует (см. «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в пяти томах» М.,Терра-Книжный клуб., 2008, Том5)
Вот и получается, что «Курочка Ряба» не русская сказочка, не народная. Казачек-то засланный. Говорят (Е.Николаева “111 баек для детских психологов” СПб «Питер»2008,-160), что впервые эта замысловатая заноза в мозг славянского ребенка была вбита опусом в редакции К.Д.Ушинского, который изменил смысл оригинала сказки и кастрировал ее окончание. Неужели Афанасьев, собирая сказки по всей Руси, прозевал самую народную тысячелетнеисторическую сказку? А Ушинский нашел даже не напрягаясь? Может Ушинский придумал отсебятину? Или слушал, слушал… да и прослушал…задремал, на мух, аль на девок отвлекся; и не врубился, так сказать, в смысл сказочки народной. Переспросить? Стыдоба и срам! А вспоминать начал… чего это они там все из-за яйца так переполошились? Не иначе как ЗОЛОТОЕ оно было! Пилите Шура, пилите. Точно золотое. Вот оно как!
Ну и на свой лад…мострячить стал, а тут самогончику поднесли и… понесло нашего Ушинского вкривь и вкось… а дети теперь расхлебывают этот бред.
И вообще, жутко представить себе, что сидит русская баба, кормит ребенка… только что накосила, намолотила, надоила, нарубила и т.п … и думает: «а не рассказать ли чаду моему любимому сказочку про голд-трансгенный коллапс орнитоморфного воплощения генномодифицированного параллакса надкосмической топографической сущности, чтоб у ребенка моего крышу снесло, а какая-нибудь сволочь потом диссертацию смогла на этом защитить»….
Ну не передавались тупые сказания из уст в уста… Не верю. Это бумага у нас все терпит… и на столе и в туалете, а теперь вот и интернет стал накопителем и источником человеческой глупости…. А раньше все просто было. Недопонял,- додумал (досочинил) сам. Но придумал-то так, что самому понятно.
окончание размышлений …в разработке